basil_3 (basil_3) wrote,
basil_3
basil_3

Categories:

Князь Владимир. Предатель или герой? Часть 3.(Крещение)

Часть 1.Князь Владимир. Предатель или герой?(происхождение и Новгородское княжение)
Часть 2.Князь Владимир. Предатель или герой?(междоусобица и Киевское княжение до Крещения)
Почему крестился Владимир?
Церковь говорит, о прозрении, но зная характер Владимира по поступкам, это неверно. По намёкам летописи, крестится он решил за два года до непосредственного Крещения, а если бы правда уверовал, то крестился бы в том же году. Я же считаю, что он задумал  это лет за пять и аккуратно подбирал себе новую знать, обязанную своим положением только Владимиру, зависящую от него и лично преданную. Скорее всего, они не отличались родовитостью. Знатных язычников князь постепенно мягко отстранял от дел и от столицы, заменяя их «своими», но готовыми вслед за покровителем принять что угодно. Эта операция по подготовке, в своём исполнении и масштабах, показывает Владимира, как государственного деятеля, с наилучшей стороны.
К 988 язычники не смогли ничего серьёзного противопоставить крестителям и с ходу проиграли столицу. Это произошло по трём причинам:
1.У них не было кандидата на престол (возможно только такие же незаконнорожденные, но об этом позднее).
2.До последнего момента о замысле князя никто из них не знал.
3.В Киеве была значительная часть христианского населения готовая его поддержать.
Владимир учёл ошибки своих предшественников в этом деле и до Крещения не окружал себя христианами, что вызвало бы недовольство и подозрения. Не афишировал своих взглядов, показывая верность вере предков, чем усыплял бдительность. Очевидно, к 988 всё было готово. Учёл князь и ошибку бабки, которая призвала миссионера в Киев. Об этом прознали, и всё закончилось восшествием на трон Святослава и реакцией. Поэтому Владимир демонстративно начинает войну с ненавистными христианами. Он сам поехал к епископам. Но и при таком раскладе язычники успели бы дать достойный отпор. Значит, нужно отлучится из города под другим предлогом...
Всё вышеописанное характеризует князя как хитрого и умного человека: организовать Крещение, придя к власти после языческой реакции, было почти невозможной задачей, так как окружали князя воеводы-язычники, волхвы. Тут мы и подходим к ответу на вопрос, вынесенный в заголовок. Об этом написано в искажённой форме в каждом учебнике истории. Первым из положительных итогов принятия христианства стоит усиление власти. Но, что бы что-то усилить, нужно что-то ослабить. Что ослабил Владимир? Прямого ответа нет, но известно о том, что язычники были намного более демократичны, чем христиане. Особенно на Руси, где многим ведало вече, где "волхвы не боятся могучих владык"...
В предыдущих статьях я писал о сильной власти волхвов у балтийских славян о которой упоминают источники. Так же было и на Руси. Князь как сказано в ПВЛ обещал Блуду быть сыном, следовательно, изъявлял покорность языческой верхушке: волхвам и воеводам. Если вторые ещё попадают в летописи, то о первых - тишина. Летописцы боялись упоминать о мудрых старцах, всякий раз при появлении которых поднимался народ. В роль которых деревенские попы старались войти несколько столетий...
Предсказания которых часто сбывались. Они обладили силой, которую православные (раз она шла не от Бога) считали злой. Лишне упоминание заставляет читателя вспомнить о жрецах, а это ни к чему. Тем более, что князьям-редакторам, которым волхвы, после принятия христианства, докучали больше всех и  которые их откровенно боялись, могло не понравится само слово. Они, и главное их постоянная опека, преходящая в регентство, их  власть были особо ненавистны Владимиру. Его инициативы утверждало вече и каждое решение обсуждалось жрецами. Его отец имел безупречную родословную и авторитет, что значительно ослабляло власть народного совета. Тогда конечное решение оставалось за ним, вече лишь советовало, показывало волю народа. Потому язычники хотели незаконнорожденного, чтобы заключить договор: власть в обмен на признание. При этом они в любой момент могли расторгнуть договор ни чем не рискуя, или напомнить князю о происхождении и  «заткнуть». Владимир же без них не мог. Его власть была до Крещения слабой из-за этой опеки от которой он не мог отказаться так как не чувствовал за собой силу. Ему нечего было возразить, ведь роль волхвов предусматривали традиции, просто при сильном князе, легитимность которого была бесспорной, про них забывали (за ним пошла бы дружина, а тут воинам можно было выставить Владимира и как избавителя от  христианства и как «выблядка» не троне). Но Владимир мог незаметно менять состав знати…
Итак, теперь проследим ход событий.
Нам в школьных учебниках подают поход на Корсунь как безоговорочную победу киевского князя, который заставил самого императора Византии отдать за него сестру.
«Причины и дата похода князя Владимира на греческий город Корсунь в Крыму остаются неясными. Повесть временных лет датирует поход весной—летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.
Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.
В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами». Выдвигалась другая версия, что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.
По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6 до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года.»
Вот версия о том, что город поддержал Фоку, укладывается во всё. Владимиру нужен поход на греков, но без порчи отношений. Идеально, он помогает цесарю! А также отправляет контингент непосредственно будущему родственнику. После победы Василий отдаёт сестру внёсшему значительный вклад Владимиру. Пазл сложился.
Как бы там ни было, Владимир захватывает город лишь с помощью предательства некоего Анастаса и варяга Ижберна (опять же неужели грек сдаст город простому варвару? А вот союзнику басилевса…). И когда Василий отдаёт Анну, уступает столь тяжело доставшийся город империи. Сделал бы такое Святослав? Заключить выгодный мир можно было и оставив за собой город на условии прекращения дальнейшей экспансии. Но если возвращение предусмотрено союзным договором, то всё становится на места. Договор для Руси надо сказать не выгодный: войско просто так с огромным трудом взяло город, да ещё и его часть долгое время билась на чужбине. За это мы получили веру.
Зато такое развитие событий было выгодно лично правителю Киева, по описанным выше причинам.
Здесь, в Корсуни, его крестят по византийским обычаям. Летописец особо подчеркивает, что есть версии о том, что князь крестился в Киеве, так что вероятно в Крыму крестилась лишь дружина, для чего всё и затевалось. Владимир мог креститься тайно при заключении договора.
Причём он особо оговорил, чтобы епископы прибыли с Анной, т. е. из столицы христианства.
Владимир убеждает принять веру дружину с обновлённым командирским составом.
Это важный момент: если воины за ним не пойдут, то его дни сочтены.
Как известно, если сопротивляются только рядовые, организованного протеста не будет. К тому же солдаты привыкли слушать воевод. Ратниками посулили расположение князя, жалование, возможно деньги и земли. Воины понимали: на Руси они, как горстка крещёных, будут занимать привилегированное положение, близки к князю и власти. Это не могло не прельщать. Выбор был сделан. Перелом случился. Теперь оставалось лишь провести само Крещение...
Tags: Борьба язычества и христианства на Руси, Владимир Святославович, Добрыня, Киев, Крещение, Ольга, Ярополк, волхвы, князья Руси, князья киевские, христианство, язычество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кельты, балты, идиоты...

    Оригинал взят у svatopolk в Кельты, балты, идиоты... Наткнулся на статью Иржи Свободы о названиях чешских рек, которые он в основной…

  • Мнение о "Викинге".

    Давно я ничего не писал, и вот попробую высказать свои мысли по одному фильму. Естественно историческому и естественно про Русь. Выходит…

  • О Гнездово и древнем Смоленске. Часть 2.

    О Гнездово и древнем Смоленске. Часть 1. Этот небольшой раскоп может войти в историю: именно здесь археологи нашли нетронутый культурный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments