basil_3 (basil_3) wrote,
basil_3
basil_3

Categories:

Князь Владимир. Предатель или герой? Часть 2.(междоусобица и Киевское княжение до Крещения)

Междоусобица.
Как предполагает ряд исследователей, Владимир и Олег заключили союз с Чехией и женились на чешках. При этом номинально главный Ярополк стремился к союзу с германским императором - против Чехии. Открытое неповиновение киевскому князю в вопросах внешней политики, должно быть, и стало причиной распри.
Проведя блестящую компанию по подчинению Овруча (столица удела Олега – древлян), в которой Олег, судя по летописям, случайно погиб,  Ярополк собирался повторить это в Новгороде. Но Владимир тут же сбежал в Скандинавию.
В 980 году он вернулся и был с радостью принят новгородцами, которым любой князь был лучше посадника и они были готовы его защищать. В это время в стране происходило массовое недовольство прохристианской политикой Ярополка и его возможным крещением. Владимир, яростно демонстрирующий верность религию предков как языческая альтернатива киевскому князь поднимет волну реакции. Формально это называлось местью за брата, право на которую он имел, а Ярополк выставлялся братоубийцей, которых язычники презирали.
Второй раз благодаря этой религии он приходит в политику. В такой ситуации, когда был всего один претендент на трон ненавистного христолюбивого князя, можно было закрыть глаза на худородность. Не до хорошего: либо какой-никакой язычник - либо хороший, но христианин.
Прибыв в Новгород, Владимир сразу захватывает союзный Киеву Полоцк, важный город, который, соединись с киевской армией, мог легко разбить мятежников. Правда, вначале он сделал попытку, по средствам брака, переманить город на свою сторону, но получил резкий отказ. Дочь полоцкого князя Рогволода - Рогнеда была обещана Ярополку, и женись на ней Владимир, это больно ударило бы по брату. Но, естественно князь Полоцка из законного князя и незаконнорожденного претендента выбрал первого. Официальный ответ дочери был таков: «Не хочу за робчича», что должно было уязвить новгородского князя и поставить его на место. Зазнавшемуся Владимиру напомнили про статус матери, женой которую отец не признал. Но «на место» «робчич» становится, не желал – у него новгородская дружина и варяги. Ответ князя последовал незамедлительно – захватил Полоцк, изнасиловал полоцкую княжну на глазах родителей и братьев, а затем умертвил их. Последствия не замедлили появиться: Владимира стали воспринимать как силу.
Ярополк этого не разделял и поэтому согласно Иоакиму отправил войска против брата, но лично во главе не стал. Это дорого ему обойдётся. Около Смоленска армии встретились. Владимир пребывал в безрадостном настроении. Хотел уже бежать за море, но был остановлен дядей. Добрыня быстро понял ситуацию: в стране и, особенно в языческой дружине, не довольны Ярополком, но слушают его, так как  нет альтернативы. Воины уже заметили разницу между киевским князем и его отцом. Его христианство рассматривалось как отступничество. Его договора с христианскими государями - соглашения с врагом. А тут появляется язычник, да ещё и новгородский князь в изгнании, силой захватившей Полоцк и дочь его правителя, приведший из-за моря варягов.
Как я считаю, Владимир и Добрыня предполагали просто вернуть Новгород и заставить Ярополка договорится, вступить в переговоры. Войск сразу никто не ждал. Этим и объясняется паника.
Но в переговоры удалось вступить с воеводами, которые за щедрые дары и обещания легко предали нелюбимого князя. Владимир всем обещал высокое положение и богатства. Несогласных разбили…
Тут нужно уделить пару строк Добрыни. Этот человек сумел обратить посланное против него войско. Убедил воинов отказаться от присяги законному князю. Понятно, они считали предателем самого князя Ярополка, но требовалось наладить контакт. Затем, по мере продвижения к Киеву, удалось договориться со столичной языческой верхушкой, которую Ярополк по милости оставил. Окружение стало убеждать князя, что Киев враждебно к нему относится. Возможно, устроили провокации. Насколько реально была угроза бунта неизвестно (вероятность всё же мала). Первоначально, возможно, план предполагал, что эта верхушка и отопрёт ворота. Но что-то не вышло, может заговорщики не были популярны. И как сказано в ИЛ - нельзя было убить князя, иначе народ растерзал бы убийц. Хотя, доверявшего своему окружению Ярополка, удалось уговорить отправится в маленькой город Родень, который легче блокировать, под предлогом того, что если там и будет бунт, то его легко подавить. Сам же Ярополк, судя по всему, даже в Родне не понимал масштабы поражения. Он считал своё право на Киевский стол неоспоримым.
После долгих месяцев осады и голода Владимир предложил переговоры. Ярополк считал их естественными, они должны были по его мнению установить за братом Новгород и возможно другие земли. Такие переговоры были возможны и в Киеве, но Владимир их почему то не предлагал...
Тогда бы сам Ярополк не явился…
Ястребы вокруг князя после голода поутихли и он принял предложение. Его советник Варяжко, до конца верный своему князю, предостерегал и предлагал сбежать к печенегам, которых Ярополк раннее громил и которые заключили с ним союз.
Но Ярополк зашёл к брату в терем… и его подняли на мечи два варяга.
Дружина не отреагировала: князя не вернуть, а жить дальше надо. Владимир на волне всеобщей поддержки въезжает в Киев, въезжает как язычник и благодаря этому.
Князь Киевский.
Несмотря на кажущееся благополучие его положение шатко как никогда. Но он стал князем киевским. Он - год назад мечтать об этом не смевший. От него требовалось, прежде всего, верность религии предков и возрождение её в прежних масштабах. Остальное знать брала на себя. Тут стоит остановиться: а почему это его все так поддерживали? Может потому что незаконнорожденного, если перестанет слушаться, легче скинуть?Не помешало даже братоубийство (во благо же)!
И он первым делом ставит в Киеве огромное капище. Это заслужило упоминание в летописи, значит было очень важным, так как про каждое капище в христианской летописи писать не будут. Историки говорят о реформе. Но может сообщение было отражением того, что Владимир пришел на волне язычества и восстановление капища было условием этого княжения, отражением возвращения и торжества язычества? Может так показали победу языческой реакции? Вообще Капище Владимира это отдельная тема может быть не одной статьи, и её мы здесь касаться не будем. Скажу лишь, что незаконнорожденный убийца брата, которого поддержали лишь по причине отсутствия другого язычника-претендента, вряд ли стал бы реформировать этот языческий культ, которому должен был демонстрировать верность. Кажется, мы имеем дело с древним культом и храмом.
Можно говорить, что Ярополка приказал убить Добрыня, но дальнейшее поведение нового князя заставляет понять, что он нисколько не сожалел: жил с женой брата, когда та была беременна. Не любил Святополка так как подозревал что он - сын брата. Как бы там ни было, и что бы кто не говорил, братоубийство это один из самых тяжких грехов...
После войны варяжские силы, понимая ситуацию и слабость позиций Владимира, потребовали дань с Киева (значит их вклад был не малым). Надо отдать должное Владимиру и Добрыни - они сумели спровадить их в Византию (и то при поддержки киевлян, которые не при каких условия не желали видеть у себя в городе этих «гостей»).При этом он отослал императору не очень хорошую характеристику, хотя выиграл на начальном этапе благодаря этим воинам.
Интересной фигурой выступает Варяжко. Как сказано, его поддержали печенеги и Владимиру удалось его утихомирить и перевести к себе только дав клятву. Какую, мы, к сожалению, никогда не узнаем. Но судя по всему, он до конца остался верен Ярополку.
В этом же году Владимир посадил Добрыню посадником в Новгороде, так как жители привыкли к его правлению. Там при Ярополке, возможно, тоже проходили мероприятия по христианизации, и Добрыня свёл их последствия на нет.
Владимир начал приживаться к своему новому статусу и в ПВЛ содержится относительно большой рассказ о его жёнах и «похоти». Тут мы и встречам упоминание о его гареме, и считаем, что таковой был у всех его предшественников. Летопись всячески осуждает это и сравнивает Владимира с Соломоном, который став на путь истинный от этого отказался. Так же откажется князь. Ещё мы имеем факт: Владимир помимо наложниц решил, в отличие от отца и деда, признать нескольких жён и всех детей от этих браков, чем позже при неправильной политике сильно навредил Руси.
Язычество в это время переживало свой рассвет. Все усилия христиан на киевском престоле были аннулированы. Князь, чтобы не потерять место, всячески поддерживал религию, приведшую его к власти. Мы не знаем был ли Владимир в душе столь же ревностен, но похоже нет. В этом и отличие его от отца. Тот пришёл к власти как наследник и язычником был в душе, а Владимир это постоянно афишировал и поощрял, но по духу таковым не являлся.
До Крещения оставалось 8 лет...

В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их: Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань — с каждого плуга, как и отец его брал.

В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир и победил их вторично.

В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов и захватил их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, тех и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, и был двор его, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и втайне исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его, окаянный, и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны вручную из дерева секирою и ножом. Бог же один, которому служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и луну, и создал жизнь на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?» И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель. Так пытался он и прежде погубить род христианский, но прогнан был честным крестом из иных стран. «Здесь же, — думал окаянный, — обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ни пророки не предрекали», не зная, что пророк сказал: «И назову людей не моих моими людьми»; об апостолах же сказано: «По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной — слова их». Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их как трубные звуки раздается в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем противника и врага — дьявола, попирая его под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками и праведниками.

В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста впереди себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил Волчий Хвост радимичей. Оттого дразнят русские радимичей, говоря: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают». Были же радимичи от рода поляков, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне.

В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.
Видно, что Владимир мечется по стране, приводит её к повиновению. Некоторые земли, как радимичи и вятичи, решили воспользоваться насильственным переходом власти и отложится. Обосновывали же это возможно своей верностью Ярополку и его потомкам(прежней власти). При этом наблюдаются походы и в другие страны, что говорит о воинственности Владимира.
С болгарами, в походе против которых Добрыня говорит: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников», скорее договорились о мире на равных условиях, который возможно заключил сам Добрыня (сильно способствовал заключению), раз летопись отдельно приводит его слова и предложение идти в другие земли(искать лапотников). Не очень понятна логика княжеского дяди -  чем богаче данники, тем больше дань. Может его реплика это  просто «отмазка»\оправдание не совсем удачного похода - мол они нам ни при каких обстоятельствах бы дань не платили? Война с поляками увенчалась победой. Дружина заняла Перемышль, Червен и ряд других городов, возвратив себе территорию дулебов. Можно предполагать договор о совместных действиях Владимира с немецким императором Оттоном II против польского князя Мешко, т.к. они совершили походы в один год. Результатом этой войны, стало возвращение под власть Руси Волыни .Тоже по сути  подчинение. А может эти города были утрачены в междоусобицу?
Про убитых варягов-христиан последует статья.

В 986 якобы произошел «Выбор веры». С этой легендой могут ознакомится все желающие, её несостоятельность была многократно доказана и останавливаться здесь мы не будем. Тут возникает вопрос: А мог ли Владимир вообще выбирать? Несколько его предшественников поддерживали христианство, и Киеве христиане были сильнее всех представителей предлагавшихся Владимиру религий. Так что если менять, то на проверенное, на то, у чего есть хоть минимальная поддержка.
Затем, в следующем году, последовал совет с некими «боярами и старцами городскими». Возможно, ближайший совет. Почему ждали год после прихода миссионеров (это к несостоятельности легенды)? Там якобы решили посмотреть богослужения всех «претендентов». Естественно ярко описываться православная церковь, но её службу Владимир мог сам посмотреть и в Киеве. Очевидно одно: в эти годы у Владимира произошёл поворот к христианству и он начал зондировать почву под Крещение. За год, на совете с ближниками, он принял судьбоносное для Руси и России решение.
Ну допустим решил креститься, так езжай в Константинополь мирно, с почестями крестись. Но Владимир… осаживает византийскую Корсунь (в Крыму). Не лучшее начало....
На основе этого нелогичного шага предполагаю, что операция по Крещению была тайной, замаскированной под поход, с целью, по возвращении, иметь опору - дружину.
В следующей статье мы ответим на один из главных вопросов нашей истории: почему Владимир крестил Русь?



 
Tags: Борьба язычества и христианства на Руси, Владимир Святославович, Добрыня, Киев, Крещение, Олег Древлянский, князья Руси, князья киевские, междоусобицы, христианство, язычество
Subscribe

  • Мнение о "Викинге".

    Давно я ничего не писал, и вот попробую высказать свои мысли по одному фильму. Естественно историческому и естественно про Русь. Выходит…

  • О "финно-угорских" Ростове и Муроме.

    Есть распространенное мнение, что в Ростове и прочих окраинах земли русской во время их борьбы против христианизации был значительный…

  • Новые данные о древности Новгорода.

    Наконец-то подтвердилось,то о чём я, да и многие другие, предполагали.Рюриково городище(Новгород) существовало до призвания Рюрика и это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments