basil_3 (basil_3) wrote,
basil_3
basil_3

Categories:

О сыновьях Владимира Святого и разделении Руси.Часть 1.

Одним из самых интересных мест начальной истории Руси является семья Крестителя. Ну, во-первых, известно  12  его сыновей. По сравнению с другими его предшественниками это огромное количество. Да и приемники такой рекорд побить не смогли.  Объяснить это можно лишь тем, что при составлении летописи об этих сыновьях ещё помнили, в то время как многие сыновья Святослава забылись. Вообще, о таком количестве сыновей мы узнаём из известия в летописи о распределении столов-земель. По летописи сыновья отправились в свои княжества не сразу, вместе, а по мере взросления.  Спорным моментом является вопрос: отправил Владимир сыновей до или после Крещения? Нет согласия и в проблеме старшинства. Я попробую взяться за эту тему и не вдаваясь в многолетние баталии восстановить старшинство. А так же  ответить, пожалуй, на главный вопрос: Зачем вообще потребовалось признание стольких сыновей от разных жён и само их распределение по землям единой Руси?
Определить старшинство нам поможет: примерные сведения о старшинстве русских земель, в которые были отправлены сыновья, между собой, из справедливого расчета, что старший поедет в "старшую" землю. А так же известия о жёнах и порядке браков.

Слово ПВЛ:

«Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было у него двенадцать сыновей: Вышеслав, Изяслав, Святополк и Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис и Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани. И сказал Владимир: «Это плохо, что мало городов вокруг Киева». И стал ставить города на Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними и побеждал их.»

Кстати, что любопытно, о  правлении Владимира после Крещения все летописи говорят скупо, лишь об основании церквей и войнах. Я считаю, что отечественные летописи почти полностью замалчивают события на Руси в последние 27 лет правления Владимира (988—1015 гг.). Казалось бы, все должно быть наоборот. С принятием христианства на Русь приезжают греческие священники и монахи и фиксируют в летописях славные деяния Владимира. Но, увы, об этом периоде историки располагают лишь отрывочными данными иностранцев. Создается впечатление, что кто-то после смерти Владимира уничтожил все, что касалось этих 27 лет, столь важных для нашей истории. О скрытых последствиях Крещения смотрите мои будущие статьи.

Летопись знает два распределения, но во втором сыновей больше, что доказывает версию об отправлении в уделы пор взрослению. Тут нужно ответить на вопрос: Владимир отправил  сыновей до или после Крещения? В летописи известие стоит под годом самого Крещения, что лишь позволяет убедиться, что летописец точно не зал кого Владимир когда отправил. Свидетельством, что княжичи были отправлены после служит то, что с 980 до 988 он только должен был объявить наследника и то что по сведениям Иоакимовской летописи во время Крещения не упоминается сын Владимира, посаженный в Новгороде Вышеслав, что говорит о том что он ещё не был князем. Подметив, что после смерти Вышеслава некоторые князья «сдвинулись» со свих столов, а некоторые остались, я пришёл к выводу, что сыновья Владимира не были князьями.

Все окраинные земли воспользовались Крещением, как поводом поднять народ на отделение от Киева, наверняка нашлись представители старых династий. Подавляя, как бы сейчас сказали сепаратистов, Владимир уничтожал или распускал старую знать, а на замену ей ставил новую, во главе со своим сыном. Это отраженно в рассказе Иоакима о посадника Воробье Стояновиче, который заменил враждебного христианству Угоняя.

Дальнейшая история Полоцкого княжества наводит на мысль о попытке создания Владимиром грандиозного проекта, согласно которому  младшие сыновья, подчиняющиеся лично отцу и не мечтающие о киевском троне, должны были основать династии лично преданных киевскому князю посадников и связанных родством с ним. Получается, дети например, Изяслава лишались права на главный стол, так как их отец его не занимал, но в идеале должны были, из-за этого подчинятся правящей ветви, не создавать оппозиции, и действовать в согласии с центром. Идея довольно оригинальная, но как показала история перспективная только при некоторых сценариях. Судя потому, что после смерти Вышеслава Новгород перешёл к другому, то там должен был сидеть наследник, который, становясь князем, назначал своего наследника.  Но первый блин, как всегда комом. Из-за смерти старшего пришлось всех снова передвигать, что мешало привязанности князя к конкретной земле.



Теперь рассмотрим, наконец, вопрос старшинства. По летописному порядку дети стоят так: Вышеслав, Изяслав, Святополк и Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис и Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав.

Начнём с Вышеслава. Он почти во всех источниках назван первым, а матерью его считают или «чехиню» или «варяжку». Отношения со странами, уроженками которых являются кандидатки на мать Вышеслава, характерны лишь для периода новгородского княжения. Его мать в ПВЛ названа «чехиней» (Татищев называет «варяжкой») и стоит на третьем месте. Это указывает на незначительность её в жизни Владимира, что тоже верно, так как уже во время борьбы с Ярополком он женится вторично. Также, Вышеслав  получил новгородский удел, второй после Киева. Совокупность этих фактов позволяет утверждать: Вышеслав  - старший сын-наследник. Из-за его преждевременной гибели нарушился порядок и уделы пришлось распределять второй раз.

Важно отметить, что в первом распределении принимало участие лишь  четыре сына. При этом во второй раз Полоцк, несмотря на смерть Изяслава, остался за его потомками, которые, несомненно, были и у других сыновей Владимира. Тут дело в спутнице Владимира в следующей период его жизни, Рогнеде, которая была взята им в жёны насильно. Изяслав был старшим её сыном и потому считал себя продолжателем династии Рогволода, отца Рогнеды. Владимир, скорее всего, отправил его в Полоцк, как в родовое владение. Изяслав следует в списке вторым. Я тоже склонен считать его таковым, рождённым или зачатым во время борьбы за власть, до женитьбы на гречанке. Его ранняя смерть и позиционирование себя как внука-наследника Рогволода понижают важность данного вопроса, так как к междоусобице он был мёртв, а его сыновья прав на престол киевский не имели. Далее идёт период становления князя, который Владимир связывает с гречанкой, вдовой убитого им Ярополка. Неизвестно, чем ей удалось покорить Владимира, но в летописи она стоит сразу за Рогнедой. Многие летописи намекают, что Святополк был сыном Ярополка, но прямо не говорят. Возможно, против этого был Ярослав, который тогда получался убийцей законного наследника, отец которого занимал престол. Однако Владимир, похоже, знал, что берёт беременную и мальчика назвал именем с частью имени брата, а на Руси сыну обычно давалась часть имени отца. Сам  Святополк, даже если и был сыном Владимира, к моменту смерти последнего, являлся самым старшим сыном или вообще сыном старшего брата-князя что делало его вообще на две головы выше Ярослава. Следующим называется Ярослав, как второй сын столь полюбившийся Владимиру Рогнеды, что вполне согласуется с его рождением в 983-986(исследование останков). Если на эти земли были посажены первые князья с более-менее выясненным старшинством, то старшими и лучшими землями были именно их владения. А может, лояльная к Крещению знать была князем Владимиром на время оставлена?
Tags: Владимир Святославович, Новгород, Святополк, Ярослав, князья киевские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 107 comments